• senatchina

Урок 6: АСТРОЛОГИЯ И ГЕОМЕТРИЯ. Аспекты и аспектики.

Пост обновлен июнь 10

Когда одна планета находится в гостях у другой, хозяйки данного Знака, или сразу двух хозяек, если речь не идёт о Знаках Льва или Рака, то она попадает под её влияние.


Это, как мы знаем, называется диспозицией, а планета-хозяйка Знака - диспозитором для рассматриваемой нами планеты.

Например, если Луна находится в гостях у Солнца, или в Знаке Льва, то Луна ведёт себя по-солнечному: она щедра, тепла, более открыта, настроена на творчество, и всё светлое и хорошее в человеке и мире, это явная аполлоническая Луна, по сравнению, например, с Луной в Скорпионе, где Марс и Плутон наделяют её чертами, присущими Марсу и Плутону, дионисийскими: то есть страстностью, скрытностью, некоторой загадочностью и умением найти во всём низкое и грязное, и, тем не менее, не отвернуться с отвращением от этого, а внимательно рассмотреть, изучить, примерить на себя, взрастить в себе животное, чтобы победить своё же порождение, Минотавра в лабиринтах души. От этого Луна не становится Марсом, Плутоном или Солнцем. Она как показывала инстинктивные проявления Души, любые изменения, которые происходят с человеком, так и показывает. А уж характер этих изменений определяется диспозитором.


И не только. Неосознанно человек с Луной во Льве или Скорпионе будет проявляться как Лев или Скорпион: у него будут манеры Льва или Скорпиона, он будет подсознательно отдавать предпочтения чему-то львиному и скорпионьему, к примеру, в еде, или же в выборе женщины, партнёрши, которая чаще всего является образом матери у мужчины, подсознательно накладываемом на спутницу (либо отвергая её, либо притягивая кого-то, похожего на маму), или же манерой поведения женщины с детьми, тоже унаследованной от матери, тогда как, к примеру, Венера всегда хорошо понимает, чего хочет, Венера в мужчине чётко говорит о том, что "мне нравятся блондинки с длинными ногами, а не брюнетки с пышной грудью", а женится он на брюнетке с длинными ногами - сам не зная, почему. Когда мы хотим есть - это Луна. Когда мы хотим мороженого с фисташками и гамбургер с кетчупом, а не майонезом - это Венера. Проанализировать предпочтения Луны гораздо сложнее, но с ними практически невозможно бороться: там правит диспозитор, и работать с Луной самостоятельно человеку сложно, для этого есть психоаналитики. Луна легче поддаётся влиянию извне, сама по себе она только отражает чей-то свет.

Тем не менее, Луна меняет Знак не каждый день, а события происходят гораздо чаще: находясь напротив какой-то планеты (в натальной карте, или в транзитной), или же под углом 90°, 120°, 60° к элементам гороскопа, между Луной и этим элементом возникает поток вибраций, основанный на взаимодействии сходства или различия качеств стихий, присущих Знаку соответствующей диспозиции элемента. Понятно, что если к холодному Знаку прибавить температуру, то он станет тёплым, его качество поменяется. А если сухому добавить воды, он станет влажным. Холод также притягивает влагу, а если переодеться в сухую одежду после дождя, то мы согреемся. Луна, идя по определённому Знаку, может менять качества всех элементов, которые находятся в Знаке напротив, оппозиционном, или под углом 90°, в кресте, или же во всём триплицитете. Также она гармонично взаимодействует со знаками дружеской стихии, расположенных через Знак от неё, под углом в 60°.

Такое взаимодействие объекта гороскопа (транзитного ли, или же натального, зафиксированного в радиксе или космограмме), с другими объектами, называется аспектом (aspectus по-латыни значит "угол, ракурс, точка зрения, вид").

О дуговом аспекте планеты к другой планете, или элементу гороскопа мы говорим, когда расстояние по долготе между элементами строго определено - и только в этом случае мы можем говорить о взаимодействии элементов предсказуемым образом.


Например, Луна находится в 20м градусе Стрельца. Юпитер - в 3м градусе (не сегодня, вообще). Когда Луна приблизилась на какое-то расстояние к Юпитеру,или же стояла строго на нём, в 3м градусе, или же ушла недалеко, они вибрировали в такт, происходило ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Когда она была ещё в Скорпионе, взаимодействия не было, пусть даже и находилась Луна в 29м градусе, довольно близко. Как только она вошла в Стрелец, взаимодействие началось, оно усиливалось и достигло пика, когда долгота Юпитера и Луны совпала (они оказались в одном градусе). Такое положение, точного совпадения по градусам, пусть и в разных Знаках, например, креста или триплицитета, называется ПАРТИЛЕМ, или точным аспектом, имеющим расстояние менее 60' дуги. Есть и частный случай партиля, называемый ЭКСАКТ, или ЭКЗАКТ, когда расстояния между объектами нет вообще, или же оно ничтожно мало, до 5 минут (').

Пока мы будем использовать только термин партиль, или точный аспект. Проще всего проиллюстрировать его на примере объектов в одном градусе (см картинку), который, как вы уже поняли, обладает протяжённостью в 60 минут, как раз когда Луна идёт по Стрельцу и Юпитеру в этом Знаке.


Но потом Луна (в нашем примере) пересечёт Юпитер, уйдёт из третьего градуса, и начнёт от него удаляться, а действие аспекта ослабеет, и к 20 градусу уже будет еле ощутимым. Пока Луна приближается к Юпитеру, вибрация между ними сильнее, чем когда она удалится на то же расстояние: например, Луна в 1м градусе Стрельца взаимодействует с Юпитером сильнее, чем в 5м, хотя расстояние до Юпитера одинаковое.

С другой стороны, Луна в 20м градусе Стрельца ещё как-то взаимодействует с ним, а в 20м Скорпиона - практически нет. Хотя и идёт на сближение, но они как бы "за стеночкой". И в третьем градусе Козерога Луна уже совсем слабо вибрирует с Юпитером, хотя долгота у них совпадает. А вот в третьем градусе Водолея, Рыб и Овна взаимодействие сильное. Очень сильное оно, когда Луна будет в Близнецах, Знаке напротив Стрельца, и во Льве, и в Деве, и в Весах: она будет идти по Знакам дружественных или враждебных стихий.


Транзит же Луны по Знакам, которые расположены рядом, менее заметен. Как и по Знакам на противоположных концах Пентаграммы (через пять, например если ваша Луна в Рыбах, то её транзит по Льву или Весам вас касается меньше). Или представим себе, что мы снова на карусели, и стоим в ячейке Стрельца. По левую руку у нас ячейка Скорпиона, по правую - Козерога. Мы можем только ощущать, что там кто-то есть, по его шевелению, чиханию или прочим телодвижениям. Но мы его НЕ ВИДИМ. А кого же мы видим ясно, но далеко? Близнецовую ячейку со всем её содержимым. Там кто-то стоит, мы смутно различаем, кто это, нам кажется, что он корчит нам рожи, или ковыряется в носу, или подмигивает. Удобнее всего смотреть вперёд, и волей-неволей человек напротив притягивает наш взгляд. Нам хочется на него взглянуть ближе, а мы не можем - он далеко. Зато тот, кто стоит в Рыбах, справа, будто бы обогнал нас, он все время впереди, как бы быстро мы ни крутились, как и те, кто расположены после Козерога и до Близнецов - и мы стремимся догнать их, а те, которые идут уже после Близнецов, догоняют нас, и никак догнать не могут. Кто-то раздражает нас меньше, кто-то больше, к кому-то мы чувствуем братскую нежность (ведь его ячейки не окрашены в цвета нашего Креста, он нам не конкурент, а друг). Так и едем.


Для взаимодействия требуется, чтобы ячейка "друга", "брата" или "конкурента" была чем-то заполнена. Иначе наше раздражение - ни о чём. Когда мы взаимодействуем с элементом, находящимся в наших градусах в ячейках напротив, под прямым углом, или через один Знак, через два - это называется сильным, МАЖОРНЫМ аспектом. MAJOR по-латыни значит "большой и сильный", и не следует путать его с музыкальным "мажорным ладом": просто частота вибраций у планет резонирует ЯРКО и ГРОМКО, так, что не заметить влияние аспекта невозможно.

Остальные аспекты называются МИНОРНЫМИ, поскольку звучат слабее, и заметны не всегда.

Мажорные аспекты также называются птолемеевскими, поскольку Птолемей признавал только их значение. Мы на примере Луны и Юпитера в Стрельце рассмотрели СОЕДИНЕНИЕ, самый сильный и яркий мажорный аспект, величина которого 0°, или, если аспект не точен, то 1-2 градуса, а может даже и для Луны, Солнца - намного больше! В примере с партилем мы вообще рассматривали положение Луны относительно Юпитера не только в одном Знаке, но в одном градусе, хотя считается, что у каждой планеты есть своя "аура", и если даже Луна отошла от Юпитера, то их ауры будут продолжать взаимодействие некоторое время, пока Луна не покинула Знак. Величина расстояния между планетами, когда мы говорим о том, что они взаимодействуют, называется орбисом, или орбом. Орбис - это область, в пределах которой аспект считается рабочим. Его величина - вопрос в астрологии дискуссионный. Например, стандартным орбисом некоторые считают 5°. То есть в нашем примере Луна будет взаимодействовать с Юпитером, пока не отойдёт от него на расстояние в 5 градусов. Или пока не приблизится к нему в Стрельце! Луна в 29м Скорпиона, повторюсь - не делает аспекта к Юпитеру в 3м Стрельца. А в 8м Стрельца - ещё взаимодействует, хотя и удаляется. В 20м градусе Луна уже ушла от аспекта к Юпитеру, хотя в джйотиш вообще считается, что она захватывает весь Знак, и я склонна согласиться с этим мнением: пока Луна в Стрельце, она ещё в аспекте с Юпитером там же, пусть и расходящемся. Точно так же Луна будет взаимодействовать с Юпитером и в Знаках мутабельного Креста. И в огненном триплицитете, то есть на расстоянии 85-95 градусов от Юпитера, или же 175-185, или 265-275, или 115-125.

В связи с этим сейчас в сети и бушуют страсти по Затмению 5 июня: а был ли мальчик-то? (с)

Затмением считается позиция Светил, которая предполагает их диспозицию в одном Знаке, или же в Знаках напротив, при одновременном расположении там Лунных Узлов. Мы не будем сейчас вдаваться в астрономические подробности Затмений, просто представьте себе карту, где Солнце расположено в Близнецах, туда вошёл Лунный Узел Раху, вы их уже умеете в карте своей находить, а в Стрельце - Луна, и второй Узел, Кету.

Моментом Затмения считается или соединение Луны и Солнца, или их точная позиция друг напротив друга. То есть Полнолуние или Новолуние. Если в Знаках Полнолуния или Новолуния - Узлы, тогда мы и говорим о Затмении. Но Солнце и Луна образовали аспект оппозиции в середине Знаков Близнецы и Стрелец.

Узлы же сейчас находятся в самом конце этих Знаков, и в течение полутора лет двигаются к их началу: Узлы в основном пятятся назад. То есть от Луны и Солнца в момент Затмения, до Узлов было некоторое расстояние.

Если считать, что Луна захватывает весь Знак, то можно говорить о Затмении. Если принять за аксиому, что орбис Луны, зона её влияния - градусов шесть, а у Солнца - семь, то Затмения как бы и не было.


Как рассчитывали орбисы в старину? Люди смотрели на небо, и видели вокруг Луны иногда свечение. Они прикидывали примерно его размер, то есть зону влияния орбиса. У Солнца тоже есть некоторый ореол, зона вокруг него, которая "дотягивается" до Луны. Орбис раньше и связывали со "светом", энергией. Вели наблюдения. В результате наблюдений за событиями, посчитали, что орбис Луны - 12, а Солнца - 15. То есть свет от них распространяется на 7,5 и 6 градусов вокруг Светила. Взаимодействовать они начинают, когда приблизятся на расстояние 13,5 градусов дуги.

У индусов другое мнение, о "захвате Знака" Луной.

У каких-то школ - своё мнение об орбисе. В "Антаресе" стоит очень маленькое значение орбисов. Вы можете самостоятельно поставить коэффициент орбисов в 150%, и посмотреть, как поменяется ваша паутинка карты.

Почему нельзя ввести некий единый стандарт? Потому что чем больше планет рядом с Солнцем и Луной, или в Знаках квадрата или триплицитета к ним, тем влияние сильнее, "свет" - дальше. В это Затмение около Солнца находилась Венера, ещё и в напряжении с Марсом. Солнце было негармоничным, но злым, сильным. Насколько Венера и Марс усилили его "свет"? Это посчитать невозможно. Но можно понаблюдать, были ли какие-то фатальные события в жизни мутабельных, например? События роковые, архиважные. Например, умер актёр Михаил Кокшенов. Он Дева, то есть относится к мутабельному квадрату. Заболел он осенью, человек пожилой, у него возвращение Урана, Уран обошёл весь гороскоп, и цикл жизни завершён. Но Уран сидит в одном градусе неделями. Когда? Когда можно ожидать рокового события? Ведь болезнь не закончила текущее воплощение. Хотя было напряжение и осенью в мутабельных, и зимой (квадраты), и весной. Но Узлы вошли именно в его квадрат только 5 мая. Чем больше скопления планет в Знаках Узлов, тем вероятнее событие именно фатального характера.

Поэтому в дни Затмения и правда многие умирают, чьё время пришло. Но мы переживаем много затмений ежегодно, и живы.

Потому что для любого события существует ПРАВИЛО ТРЁХ АСПЕКТОВ: один квадрат или соединение ничего не решает, ну на настроение повлияет. Два - уже может вызвать более серьёзные изменения. Три - яркие события. Не обязательно фатального характера. Для предопределённости нужны Узлы. И много соединений к ним. Для смерти - ещё больше факторов, как, впрочем, и для свадьбы.

Астрологи не рекомендуют ничего начинать в Затмение, поскольку у дорогого Мироздания на каждого из нас могут быть свои планы, с нашими никак не связанные. И не обязательно плохие: начинаем мы проект в Затмение, а нам нужно сменить профессию в этом году: мы исчерпали себя как программисты, и по плану (не нашему) нам нужно стать великим йогом. Проект и прихлопнут. Как-нибудь. Мы с отчаяния ударимся в какую-то практику эзотерическую, и только годы спустя оценим, что наш дорогой проект был мелочью.


Соединение настолько сильный аспект, что некоторые рассматривают его как сплав, союз планет, конъюнкцию от лат. (conjunctio — «союз, связь»), некое целое, которое уже образовало новый объект. И выделяют из Птолемеевских аспектов в пятый.

Итак, собственно-птолемеевских, мажорных аспектов - ЧЕТЫРЕ.

Вы скорее всего уже поняли, что если речь идёт о Полнолунии, то это - ОППОЗИЦИЯ, расположение объектов в противоположных Знаках, напротив, которая считается напряжённым аспектом, и обозначается в "Антаресе" чёрной линией, а в ZET - красной. Я обозначаю напряжение чёрной линией. Оппозиция элементов гороскопа имеет длину дуги, приближённую к 180°, на радиксе - это линия диаметра, что ли. Соотносится с янским типом взаимодействия, огненным.


Соединение и оппозиция - это, например, Новолуние и Полнолуние, которые именуются сигизией (σύ-ζῠγος, «сопряжение, соединение») или астрономическим выравниванием трёх или более тел на одной прямой (третья у нас Земля, ведь мы находимся на ней).

Когда речь идёт о размещении объектов в Знаках одного триплицитета, то дуговое расстояние между ними имеет значение 120°, или же два по 120=240° (смотря с какой стороны посмотреть). Мы называем это аспектом ТРИНА или ТРИГОНА, обозначаем его красной линией в "Антаресе", и синей - в ZET. Трин связан с гармонией числа ТРИ, триплетом, родством, творчеством и любовью, детьми и радостью, кумирами и восхождением к вершине, лёгкой реализацией себя и своих талантов. Поэтому его "подводный камень" - головокружение от успехов, и неумение противостоять трудностям, склонность следовать по пути наименьшего сопротивления. С латинского trinus переводится как "тройной"; с греческого trigon - "треугольник". Соотносится с иньским типом энергии взаимодействия, огненным, как и оппозиция.

КВАДРАТУРА, размещение объектов в Знаках КРЕСТА, но не напротив, а под углом в 90°, полностью противоположна трину: это стихия воздуха, а не огня, но янской природы. С другой стороны, принцип взаимодействия элементов в отношениях квадратуры, противоположен и оппозиции: здесь фигурирует энергия воздуха, а не огня оппозиции, но характер взаимодействия тоже мужского типа. Квадратура - самый сложный аспект, когда объекты действуют взаиморазрушающе, их энергии противоречивы, но если оппозиция старается привести элементы гороскопа к компромиссу, удержать равновесие, при этом создавая напряжение (ведь всем придётся уступить, урезать себя в чём-то), то квадратура стремится к полному подавлению одного объекта другим, оппозиция - это попытка не уронить что-то на землю, квадратура предполагает удар о землю. Квадратура - это удар хуком слева или справа, оппозиция - перетягивание каната. Часто между элементами квадратуры нет и близко общего, как, например, между Овном и Раком (противоположны по температуре и влажности), или Стрельцом и Рыбами (горячий-сухой, холодный-влажный), но иногда бывают и общие характеристики (Водолей и Скорпион, общее по влажности, а вот Скорпион и Лев, как вы правильно заметили, не имеют общих свойств, они противоположны во всём).

Дисгармония стихий, которая становится в момент аспекта точной, обостряет отношения, наступает конфликт.

Тем не менее, квадратуры - это то, что вызывает в нас недовольство существующим положением, и стремление его изменить. На тринах легче менять мир. Квадратуры и оппозиции меняют нас, и мы развиваемся. Например, консервативное лечение - это длительное воздействие на наше тело с целью гармонизировать работу какого-то органа, пример работы оппозиции - врач-пациент. А когда вмешивается хирург и вырезает нам аппендицит, чтобы у нас не было перитонита - это квадратура. Нам больно и неприятно, и всё-таки проблему устраняют.


У астрологов часты споры насчёт того, что вызывает большее напряжение, оппозиция или квадратура? Так и пишут, что, мол, такой-то считает оппозицию более сложным аспектом, чем квадратуру, и доказывает, почему... Долго доказывает.


Я ничего доказывать не буду, задам вопрос: что проще пережить, если на вас упал шкаф, или если он упал и лежит на вас? Долго лежит, годами. Ну, скажем так, некоторый период времени. Вопрос смысла не имеет: можно умереть сразу, когда шкаф свалится, можно умереть пока он лежит, даже если его положили на вас мягко. А можно долго жить под шкафом, но невесело. И если он упадёт, тоже можно держать удар. У кого в карте есть квадрат - те легче держат удар, у них опыт, тренировка. Они с детства привыкли к падению шкафа - и знают, что надо делать при этом. Кто с оппозицией в карте - те тоже тренируются... лежать с грузом. А вот карты без напряжения - сами являются напряжением. Носители этих карт живут без падения шкафов, но одно падение в жизни может стать последним: нет опыта. С другой стороны, обладатели квадратур постоянно встревают в какие-то неприятности. Вероятность получения травм у них выше. Болеют они тоже чаще.

Самый любимый мною птолемеевский аспект - это СЕКСТИЛЬ, иньский и воздушный аспект, братское взаимодействие объектов в дружеских стихиях: вода-земля, огонь-воздух. Аспект "через Знак", предполагающий воздействие по доброй воле. Хочешь - работаешь, не хочешь - отдыхаешь. Это аспект не таланта (трин), но способностей, возможностей, которые нам предоставлены. В оппозиции волей-неволей мы в работу включены, в трине хочешь-не-хочешь, а талант в землю не зарыть, как потащит что-то нас куда-то, не отвертишься. Квадрат пнет - и либо умри, либо сделай.

В секстиле же у тебя есть выбор, развивать способность, или нет. По трину нам даются награды прошлых воплощений, с которыми мы не всегда можем справиться, а вот по секстилю, чтобы чего-то добиться, нужно подучиться и наработать определённый навык. Дуговая величина секстиля - 60°.

Некоторые астрологи, однако, с пренебрежением относятся к секстилю, считая его слабым. Тем не менее, издавна секстиль входил в мажорные аспекты, и то, что он требует приложения собственных усилий для роста и развития, не значит, что он не работает.

Это работа, которую делать легко и радостно.


На своих схемах я радиусами обозначила не сам аспект, а то, как мы измеряем величину дуги между двумя элементами радикса. В натальной карте нет радиусов, которые соединяют Землю и точки на эклиптике. Там нарисованы сразу отрезки от одного элемента к другому, их-то мы и рассматриваем как аспекты в графике.

В программах приняты условные обозначения для каждого из аспектов. Я приведу схему Ольги Иванец (у неё изображены не только мажорные аспекты) с условными обозначениями для всех аспектов (в копилку шпаргалок).

Аспекты и их значения в градусах

Мажорные аспекты обозначены сплошными линиями.


Разумеется, в уроке транзитная Луна приведена как пример. Вы видите, что она меняет ситуацию, пока находится в одном Знаке, то есть в течение двух примерно суток. Но Марс месяца полтора идёт по одному Знаку, и, соответственно, его взаимодействие с планетой в натальной карте, или же с медленной планетой в карте транзитной (в узком смысле), будет растянуто на эти полтора месяца. Да и Меркурий с Венерой тоже проходят Знак почти за месяц, таким образом, наша карта всё время взаимодействует с той или иной планетой, но с разными темпами, а не только с разными характеристиками. Также следует учитывать, что отрезки разного цвета в вашей космограмме - это ваш личный набор талантов, способностей и участков работы над собой, с которыми вы живёте постоянно, и благодаря которым вы не только получаете радость, но и развиваетесь. Пренебрежение каким-то аспектом карты потом и выливается в болезни к старости, или же, при транзите социальной планеты по скоплению ваших планет - к ударам судьбы.


Наша задача - найти таланты и возможности, которые мы сможем максимально продуктивно реализовать. А напряжение по квадратурам и оппозициям направить на внутреннюю работу над собой, а не на то, чтобы Пространство давало нам непосильную ношу, которую нельзя уронить на землю, или хук слева в очень неудобный для нас момент.

Просмотров: 306Комментариев: 1

Большинство иллюстраций на сайте взяты из открытых источников во всемирной Паутине. 
Если вы считаете, что этим я нарушаю чьи-то права, приношу свои извинения.
Напишите мне, и я удалю иллюстрацию, которая нарушает ваше авторское право. 

Мои тексты я разрешаю использовать без ограничений и, если кто-то забудет указать автора, мне это безразлично. Je m'en fiche: ноосфера - на то и ноосфера.
Хотя, конечно, ссылка на мой сайт принесёт мне радость, а вам - плюс в карму (я так надеюсь).
А рыбы в Океане Абсолюта и без меня полно.